Региональное управление ФСБ рассекретило документы о зверствах нацистов в концлагерях Восточной Пруссии, на землях которой после войны появилась Калининградская область. Голод, издевательства, изматывающий тяжёлый труд, прививки сыпного тифа — это лишь малая часть того, что пришлось пережить узникам. Помимо лагерей, в Восточной Пруссии процветала работорговля. Немецкие бюргеры покупали советских граждан на рынках.
Факты, от которых кровь стынет в жилах. Региональное управление ФСБ рассекретило документы о зверствах нацистов в концлагерях бывшей Восточной Пруссии. Здесь было 48 лагерей, треть — в Кёнигсберге.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ УФСБ РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Из них трудовых только 31, остальные были настоящими концлагерями, которые были предназначены для уничтожения населения. Это материалы об организованном нацистами конвейере смерти наших граждан на территории Восточной Пруссии, материалы об использовании рабов, о зверства творимых в концлагерях.
Один из первых и крупнейших лагерей Восточной Пруссии — Шталаг-1А-Стаблак. В этом лагере погибли порядка 50 тысяч человек. Самые невыносимые условия были у бойцов Красной армии. Процветала на территории бывшей Восточной Пруссии и работорговля.
В документах перечисляются имена эксплуататоров.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ УФСБ РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— В Озёрске, Даркмен, существовал рынок торговли рабами, в частности, российские девушки продавались по 15 марок за душу. В выходные дни, устраивалась ярмарки, ходили богатые бюргеры и отбирали себе рабов. Могущественные, властные немцы, вроде Олленбурга, по 100, 130,150 душ использовали на своих земельных угодьях, рабов.
По показаниям свидетелей, в лагере «Офлаг-52», погибли тысячи человек.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ УФСБ РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Умерщвление умышленное с помощью впрыскивания ядов, с помощью заражения сыпным тифом, было уничтожено в одном из лагерей, который считался трудовым, «Эбенроде», в районе нынешнего Нестерова, 30 тысяч человек, а в общем сложности более ста тысяч человек были уничтожены на территории бывшей Восточной Пруссии.
А это показания жительниц Смоленска, матери и дочери Александры и Валентины Гурьяновых, узниц лагеря «Форштилле», который располагался под Пиллау, современным Балтийском.
Лагерная охрана, состоявшая из солдат морской немецкой воинской части, издевалась над заключёнными, систематически избивая их за малейшие нарушения лагерного режима и устраивая повальные обыски, с целью изъятия у заключённых вещей и ценностей.
В ночь на 25 января 1945 года, нацисты взорвали бараки, в которых находились спящие люди.
Вскоре после взрыва, в расположении лагеря появились немецкие охранники и всех заключённых, которые оставшись в живых, пытались убежать в лес, стали ловить и расстреливать.
Гурьяновым удалось сбежать. Работа лагерей была устроена таким образом, чтобы люди не выживали.
СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ УФСБ РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— В том числе были отдельные любители, которые проявили себя «мастерами». Особенно некоторые поляки отметились, некто Опекунский по собственной инициативе поступил в лагерный крематорий, где производил сжигание трупов заключённых, имели место случаи, когда в крематории доставлялись живые заключённые, которых Опекунский убивал, а потом сжигал.
Сергей Иванович рассказывает о документах не просто как эксперт. Его супруга была заключённой концлагеря. И выжила только благодаря мужеству своей матери, которой удалось бежать вместе с детьми.
Тамара Горшкова, Александр Милюков