В репортажах о Балтийском флоте, наши корреспонденты часто рассказывают о военнослужащих, которые управляют кораблями и самолётами, стреляют из пушек и производят пуски ракет. И в редких случаях говорят о тех, кто обслуживает серьёзную военную технику. «Вестям» Калининграда впервые представилась возможность познакомиться с работой техников смешанного вертолётного полка морской авиации.
ВЛАДИМИР ГЛАДЮК, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— В авиации всегда на виду люди, управляющие самолётами и вертолётами. Лётчиков-героев знают по именам. Но специалисты, обслуживающие технику, остаются в тени. Но их работа не менее важна и ответственна.
На площадке техническо-эксплуатационной части транспортно-боевой Ми-24. В вертолётный полк он прибыл после капитального ремонта. Машина предназначена для огневой поддержки с воздуха сухопутных подразделений.
На вооружении Ми-24 бомбы и реактивные ракеты. На носу 30-миллиметровая автоматическая пушка. Чтобы все системы работали согласованно с лётными задачами, инженеры-техники с ювелирной точностью налаживают все узлы.
Техническо-эксплуатационную часть вертолётного полка без лаборатории сегодня представить невозможно. Здесь проверяют исправность радио и электрооборудования. Задача инженера группы Станислава Гаврилова наладить, обслужить связь и навигацию перед полётами.
СТАНИСЛАВ ГАВРИЛОВ, ИНЖЕНЕР ГРУППЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
— Просто нравилось копаться в автомобилях и делать своими руками. Захотелось обслуживать технику. А потом выбор пал больше к небу, к авиации.
В ангаре вертолёты для регламентного обслуживания. Инженерно-техническая группа колдует над двигателями, шасси, аппаратурой, установленной в кабине пилотов. Вертолёт, проведший определённый полётный срок, должен пройти техническое обслуживание на земле.
СЕРГЕЙ ПЕЖЕМСКИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ:
— Он проходит от начала до конца все проверки. Тем самым, мы уверены, что техника готова к выполнению поставленных задач.
Нельзя упустить ни одной детали. Например, проверить надувной балонет, предназначенный для спасения экипажа в случае аварийной посадки на воду.
ИВАН ВИНОКУРОВ, ИНЖЕНЕР ГРУППЫ РЕГЛАМЕНТА И РЕМОНТА:
— Надувается он с помощью баллонов, расположенных по бокам фюзеляжа. Предназначен он для аварийного покидания экипажа над морской поверхностью при выполнении задания.
Офицеры и прапорщики большие специалисты несмотря на то, что не все окончили военные училища. Данис Шайдуллин, например, имея диплом КГТУ, занимается авиационным вооружением.
ДАНИС ШАЙДУЛЛИН, СТАРШИЙ ТЕХНИК ГРУППЫ РЕГЛАМЕНТА И РЕМОНТА:
— Всегда интересно, когда не понимаешь, в чём причина. Найти отказ, получить чувство удовлетворённости, что у тебя получилось. Мой труд не стоит на месте. Он в воздухе. Он работает, летает.
Специалисты техническо-эксплуатационной части обслуживают все типы вертолётов, находящихся в полку. Поэтому их называют универсалами.
МАКСИМ ЗЫКОВ, НАЧАЛЬНИК ТЕХНИЧЕСКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЧАСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ:
— Мотивация хотеть получать знания, обслуживать технику. Сюда приходят люди, которые мечтали служить в авиации. Мы их обучаем.
Каждый военный техник служит, осознавая, что от него зависит безопасность полёта не меньше, чем от самого пилота. И недаром их лозунг победа в воздухе куётся на земле.
Владимир Гладюк, Николай Потоцкий