Крафтовая сыроварня в Немане будет производить всемирно известный «Тильзитер»

просмотров

Крупнейшие продуктовые торговые компании региона отмечают, что если еще пару лет назад на полках калининградских магазинов лишь треть продуктов питания были отмечены маркой «сделано в России», остальное – импортное, то сейчас около 70% продовольствия – российского производства. Но — не во всех сегментах рынка. Пока только каждый пятый килограмм сыра, продаваемый в области, местного происхождения. При этом запрет на импорт этого продукта открывает перед производителями новые горизонты. И есть люди, которые готовы изменить расклад товара на этой витрине. Живут они в Немане. О старинных рецептах, секретах технологии и особенностях вкуса — в репортаже Анны Шаверни с первого фестиваля сыра.

Твердая текстура, неровные дырочки, трещины и темно-коричневая корочка. Это «Тильзитер» — светло-жёлтый полутвердый сыр. Производство «Тильзитера» было начато в середине 19 века в городе Тильзит , ныне Советск. Фестиваль сыра — это в первую очередь возможность увидеть то, как делают любимый продукт, и конечно же попробовать. На местной сыроварне изготавливают и другие сорта – «Камамбер», «Альпийский», «Рикотта». И каждый из них требует отдельного ухода.

Фестиваль собрал множество гостей, калининградцы приехали в Неман, чтобы увидеть таинство. Для производства одного килограмма сыра необходимо 10-12 литров молока.

АННА ШАВЕРНИ – КОРРЕСПОНДЕНТ
— Как ни странно, но известный во многих европейских странах сорт сыра «Тильзитер» не является защищенной торговой маркой. Зарегистрирован только бренд «Швейцарский Тильзитер», но это совсем другой сыр, говорят технологи, – он не имеет такого большого количества мелких глазков, как оригинальный созданный в Тильзите, и не обладает таким ярко выраженным вкусом.

Любопытно, что исторически авторами рецепта «Тильзитера» стали переселенцы из Швейцарии. И сейчас оттуда специально на фестиваль сыра в Неман приехал Чезаро Миа Каччи. И не с пустыми руками.

ЧЕЗАРЕ­МИА КАЧЧИ — ТЕХНОЛОГ-СЫРОДЕЛ
— Я привез один из старинных рецептов «Тильзитера». Но все же тильзитеры здесь и в Швейцарии отличаются по вкусу — это в первую очередь это связано с особенностями молока. Но не корректно было бы говорить о том, что один лучше или хуже — просто разные коровы — другие оттенки вкуса.

Тонкости процесса беспокоят увы не всех его производителей. У неманских сыроделов немало конкурентов. Некоторые нарушают технологию или используют не заявленные ингредиенты.

ЕЛЕНА БАБУРА — РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕДНАДЗОРА ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
— Сыр — продукт, который изготовлен натурального молока и там животный молочный жир, молочный жир и все, там нет никаких растительных жиров. А вот сырный продукт, тот который изготавливается растительного продукта, он не может называться сыром! Это первое что потребитель должен посмотреть на маркировке.

Но авторы неманского деликатеса утверждают: никакой химии здесь не встретишь. Настоящий сыр производят только из натуральных ингредиентов.

АННА ШАВЕРНИ – КОРРЕСПОНДЕНТ
— От Немана, где теперь производят «Тильзитер» до географического места рождения знаменитого сыра – Советска — всего 10 км. Здание старой сыроварни до наших дней не сохранилось — но достоверно известно, что оно находилось здесь – на территории городского рынка, на месте павильона овощи-фрукты.

Благодаря, в том числе и сыру, Тильзит стал знаменитым на весь мир: в центре Парижа находится улица Тильзит, в Лионе есть набережная Тильзит. Тильзитская улица существует и в некоторых литовских городах, в частности, Клайпеде и Шяуляе. Зарегистрировать российский «Тильзитер» – по словам местных маркетологов и бренд-менеджеров — блестящая идея, которая, как все гениальное, лежит на поверхности. Это скорее не столько возрождение традиций, сколько формирование новых. В основе которых — действительно старинные рецепты, традиционное место производства и , разумеется, магия сыроваров. Супермаркеты уже заинтересовались новым видом сыра, но до промышленных объёмов еще далеко – пока это ремесленные изделия ручной работы. Впрочем, то самое импортозамещение, о котором так часто говорили с высоких трибун, теперь случилось — но на столе сыр надолго не задерживается.

Анна Шаверни, Екатерина Говорова, Василий Терехов.