
Замок Тевтонского ордена, район Кёнигсберга 1933 года и город-крепость в апреле 45-го. В оборонительной казарме «Кронпринц» открыли новый музей, который посвящён истории Янтарного края с первого века нашей эры. Чем необычно пространство?
Команда получает последние наставления перед церемонией открытия. Снаружи первые гости ждут возможности увидеть новый музей истории этой земли. И вот торжественный момент.
Красная ленточка разрезана, а посетителей встречает рыцарь.
АНГЕЛИНА МУРИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— От истории древних пруссов через арку времени к подавлению фашизма. Здесь можно увидеть и мирную жизнь, и ожесточённые бои, а так же услышать те самые заветные слове Левитана, которые прозвучали 9 апреля о взятии города-крепости Кёнигсберг.
Музей разделён на четыре зала: времена Тевтонского ордена, зарождение фашизма в германии, Холокост, Восточно-Прусская операция. Идея создать в Калининграде экспозицию, которая будет учить не повторять ошибок страшного прошлого, у одного из основателей музея возникла ещё 15 лет назад.
ДМИТРИЙ КРЕВАКИН, СООСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Когда я посетил музейный комплекс Освенцим в Польше, я тогда вышел оттуда совершенно другим человеком. Начал вникать уже больше в вопрос истории. Оказалось, что на самом деле такой фашизм повторялся и раньше, только назывался он другими словами. Мы хоть как-то пытаемся докричаться до людей, что «ребята, тормозите.
Реализовывать проект начали год назад. За собственные средства предприниматели восстановили помещение в Оборонительной казарме «Кронпринц» и подготовили экспозиции. Все предметы, кроме макетов, в пространстве оригинальные.
ПАВЕЛ ТЮНЁВ, СООСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Всё это приобреталось у тех, кто занимается раскопками. Закупали на развалках, на блошиных рынках. Макеты изготавливались на протяжении года. Это 4 инсталляции. Более 30 человек: проектировщики, резчики, сборщики, интерактивщики. Поскольку у нас музей является интерактивным, здесь много действующих сцен, это является уникальностью.
Одна из сложностей в создании исторических макетов, с которыми столкнулась команда, — нет никаких эскизов. Район Лёбенихт Кёнигсберга воссоздан по фотографиям. Перед работой их реставрировали, чтобы как можно точнее передать архитектуру и даже цвета фасадов зданий.
АНТОН ЕВДОКИМОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР:
— В интернете есть популярный тренд, когда берут фотографию и подставляют.
— Получается, здесь можно взять фотографию и подставить к любому.
— Да, легко. Мы не боимся, если кто-то пожелает сравнить. Достоверность здесь максимальная. То есть нам нужно было понимать, что сюда будут приходить не только туристы, которым это интересно, но и какие-то историки и те люди, которые разбираются в том, что было.
Детализация макетов так же поражает: здесь и прилавки с рыбой и огурцами, ящики с боеприпасами, сторожевые псы. А один из макетов особым образом подчёркивает то, что настоящее и прошлое не разделить.
Ангелина Мурина, Дмитрий Кулабухов