
Последний царь и первый император прибыл в Калининград. Бронзовая скульптура Петра I встретит гостей в филиале Третьяковской галереи уже в этом году. Сегодня в музее прошла распаковка статуи, в которой сочетается простота и монументальность.
ПОЛИНА ОГЛОБЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— По разным историческим данным, Петр I был в Кёнигсберге 6 раз. Впервые — в составе Великого посольства в 1697 году. Тогда царь путешествовал инкогнито, с паспортом на имя Петра Михайлова. Спустя 3 века император снова в этих краях. Бронзовую скульптуру доставили вот в этом ящике, и она станет доминантой предстоящей выставки в калининградском филиале Третьяковской галереи.
Прибыл к нам император на пароме, что символично, ведь имя Петра I неразрывно связано с морем и флотом. Путешествовал не в каюте первого класса, а в специальном контейнере. Эти кадры сделали в Москве, когда скульптуру готовили к отправке в вояж. Упаковать ценный груз оказалось задачей непростой из-за габаритов. Высота скульптуры 2,5 метра, вес больше полутонны. В Калининграде за распаковкой наблюдают местные и федеральные СМИ.
В начале 20 века хранители Третьяковской галереи буквально спасли скульптуру работы Марка Антокольского. В 1918 году бронзового Петра I убрали с улиц Петербурга. В то время захватившие власть большевики пытались уничтожить следы российской империи. В 40-х годах скульптуру собирались отправить на переплавку, но тут ей заинтересовались музейщики из Москвы.
ЕЛЕНА НИКОЛЬСКАЯ, ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ 1 КАТЕГОРИИ ОТДЕЛА СКУЛЬПТУРЫ XVIII XXI ВЕКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ:
— С завода её забрали за стоимость металла. Её выкупили и, таким образом, она попала в наш музей. Долгие годы после 40-х она была в собрании нашего музея Третьяковской галереи. А до этого она стояла на Сампсониевской площади в центре города.
А эта скульптура отлита по заказу Третьяковской галереи в 1813 году. Она изображает подвиг неизвестного русского крестьянина. По легенде, попав в плен к французам во время войны 1812 года, он отрубил себе руку, на которую поставили клеймо Наполеона. Название работы «Русский Сцевола» служит подсказкой. За основу образа скульптор взял древнеримскую легенду о Гае Муции Сцеволе, который пожертвовал своей рукой за свободу Рима. Эти две скульптуры одни из последних экспонатов будущей выставки, которые прибыли к нам в Калининград.
КАМИЛЯ БАЙДИЛЬДИНА, ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В КАЛИНИНГРАДЕ:
— Была достаточно большая операция проработана по приезду сюда коллег, которые смотрят, наблюдают. Смотрят сохранность, и также проводят большое количество образовательных программ с нашими сотрудниками. Для того чтобы в дальнейшем мы могли рассказывать всё самое интересное нашим посетителям.
Выставка «Пять веков русского искусства» насчитывает больше 300 экспонатов. Первые посетители Третьяковской галереи в Калининграде познакомятся с работами Айвазовского, Малевича, Левитана, Куинджи, Кандинского, Репина и многих других. Экспозицию продумывали около 3 лет.
СВЕТЛАНА КАПЫРИНА, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, КУРАТОР ВЫСТАВКИ «ПЯТЬ ВЕКОВ РУССКОГО ИСКУССТВА»:
— Формирование, концепция, логистика, реставрация, потому что все работы готовились через реставрационные мастерские. Продумывание чисто экспозиционного ряда, как экскурсоводы будут водить, как образовательные программы строятся и т.д. Да, около 3 лет.
В Калининграде гости филиала смогут увидеть и предметы искусства, которые находились в фондах Третьяковской галереи и редко встречались с посетителями. Открытие выставки запланировано на этот год.
Полина Оглоблина, Максим Вернер