
Где искать финансирование, а главное, чем наполнить жизнь замка? В Калининграде прошла большая встреча арендаторов замковых сооружений с людьми, которые могли бы помочь организовать продвижение их проектов. Как идёт работа по восстановлению старейших зданий и что в перспективе, узнавала Евгения Соловьёва.
ЕВГЕНИЯ СОЛОВЬЁВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Расхожее выражение о квартирах. Что уж тогда говорить о региональных замках, которые достаются арендаторам без крыши, с выгоревшими этажами и прорастающими деревьями в незастеклённых окнах? А в случае с Королевским замком, это лишь кусочек стены восточного флигеля.
Появится ли когда-нибудь замок в Калининграде – пока никто не знает. Инвесторы и архитектры с осторожностью говорят – это направление интересно.
Со строениями с большей степенью сохранности дела обстоят получше. Так представители замка Лабиау, что в Полесске, сообщают, они поставили рекорд: в этом году строение посетители ни разу не назвали сараем. На данный момент это 3000 квадратных метров, большая часть из которых пока закрыта для посещения. На протяжении трёх лет здесь работает группа энтузиастов из пяти человек с нулевым финансированием. Конечно, тягаться с замками с многомиллионными вливаниями ребятам не под силу.
АННА АНТРОПОВА, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАМКА ЛАБИАУ, ГОРОД ПОЛЕССК:
— Мы настроены на то, чтобы взаимодействовать с местным населением. Чтобы замок жил для города, а не для туристов. И как лекторий, факультативы для детей, есть инициатива по созданию кружка по историческому фехтованию для детей.
Замку Лабиау относительно повезло. Его сохранность считается одной из самых высоких в Калининградской области.
А вот от Бальги, первого орденского замка в Восточной Пруссии, остались одни руины. Он сильно пострадал при артиллерийском обстреле во время Восточно-Прусской операции, а в послевоенные годы его «помогли» добить чернокопатели, усердно искавшие как максимум янтарную комнату, ну или хотя бы драгоценности. В итоге первым делом арендаторы установили охрану. Далее приступили к ремонту дороги, так как ко всеми забытому замку она практически отсутствовала.
— Одной из главных проблем при восстановлении таких объектов все арендаторы называют, конечно же, отсутствие денег. Ранее на эти цели предусматривалась региональная финансовая поддержка. На данный момент от этой практики отказались.
АРТУР САРНИЦ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАМКА БАЛЬГА, ПОСЕЛОК ЗНАМЕНКА, БАГРАТИОНОВСКИЙ РАЙОН:
— Очень надеемся, что мы, разобрав опыт этих субсидий сейчас, обязательно выработаем новый инструмент помощи. Потому что делаем мы не частное дело, это общегосударственное, может быть даже в планетарном масштабе. Мы на острие внимания многих стран. Мы, как великая страна, должны показать самые качественные инструменты.
Всего в регионе порядка 50 замков. Ещё 10 лет назад и разговоров об их восстановлении не велось. Сейчас же ремонт ведётся на десяти из них. Основная работа на объектах началась три года назад. Но мало восстановить такое сооружение, нужно понять, а что же там будет находиться?
ИВАН АРТЮХ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАМКА РАГНИТ, ГОРОД НЕМАН:
— Замки на сегодняшний день друг другу и коллеги, и конкуренты, и братья, и не братья совсем. Это связано с тем, что мы ещё в пелёнках, мы совсем маленькие. Это, естественно, пройдёт и каждый поймёт для себя, в чём же его компетенция? Что-то будет добавляться, что-то повторяться. Я не считаю, что это совсем уж страшно.
Замок Рагнит свою компетенцию нашёл. Это суровое Средневековье с фортификацией и вечно дерущимися рыцарями. А вот замок Прейсиш-Эйлау пошёл по пути доброго Средневековья, показывая мирный быт пруссов.
Замок Вальдау отвечает за главную ценность страны – семью.
ПАВЕЛ СОРОКИН, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАМКА ВАЛЬДАУ, ПОСЁЛОК НИЗОВЬЕ, ГУРЬЕВСКИЙ РАЙОН:
— Наша главная задача – не дать превратиться ему в музей. В нём должно быть всё то, чем ценны замки, там всегда жили семьями.
Стены замков уже используют в киноиндустрии, туда привлекают ремесленников. Но часто у арендаторов огромных и многочисленных помещений просто заканчивается фантазия на тему, чем их ещё можно заполнить? Полезной в этом плане стала встреча с местными креативщиками.
АНГЕЛИНА АНИШИНА, МЕНЕДЖЕР ФОНДА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ «КРЕСПЕКТИВА»:
— Это могут быть и видео-арт, и художники, и некоторые замки работают с декораторами, а также очень важная история со сторителингом, когда замки не просто транслируют какую-то историю, а вовлекают, чтобы туристам это было интересно, местным жителям. Это такое кросс-опыление, когда одни взаимодействуют с другими.
Также на встрече возникла идея, которую все поддержали, создать своеобразный паспорт болельщика с квестом по посещению всех замков Калининградской области.
Евгения Соловьева, Максим Вернер