Их вышивают драгоценными золотыми и серебряными нитями, с отделкой из натуральных самоцветов. Искусство пришло к нам в 13 веке, но через какое-то время было практически утрачено. Сегодня в России остались единицы мастериц, работающих по старинной технике.
Дальний монастырский скит, мирян сюда почти не пускают. Золотошвейная мастерская в самом светлом месте – на клиросе храма, где во время службы поёт церковный хор, окна по всему периметру. Плюс на столе мощная лампа дневного света. Сестра Ферапонта вышивает под постоянную молитву.
Стежок кладётся один к другому, игла делит шёлковую ткань пополам. Такая техника называется «на раскол». Апостольник святой как сияющее полотно. Это канва, которую золотошвейка начнёт обшивать драгоценностями, придавая объём.
Ферапонта, инокиня Свято-Елисаветинского женского монастыря:
— Золотошвейное – это жемчуг, золото, серебро, самоцветы, в дальнейшем это, конечно, заменилось и на бисер. А это канитель. Это полая трубка, как пружина такая, скрученная. Из неё чаще делаются нимбы и узоры, она очень мягкая, податливая, растягивается».
Славских монахинь обучала мастерица, приглашённая из глубинки России. Освоить технику удалось единственной инокине работа тонкая и кропотливая. В Янтарном крае на сегодняшний день это единственное место, где можно увидеть, как работают по старинной технике.